ЕВАНГЕЛИЕ: УРОКИ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен?
С детства воспитывай его в наказании и учении Господни.
Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний
было для него делом излишним».

Вы всё возлагаете на нас <священников>,
тогда как только бы вам надлежало учиться у нас,
а женам вашим у вас, детям тоже у вас;
напротив, вы все оставляете нам.

Святитель Иоанн Златоуст

                        Евангелие входит в жизнь нашего дома… Чтобы это случилось, много всего понадобится. Верить. Жить жизнью Церкви – жизнью, построенной на евангельском учении. И еще – хотя бы представлять себе, чему же нас учит Евангелие. Слушать и слышать слово Божие. Читать, изучать Евангелие. Всей семьей. Как главный «учебный предмет» в доме, который стремится стать малой Церковью.

            Евангелие как история: организованное обучение

            Выбираем определенный день недели, когда мы обязательно должны позаниматься с детьми. Вообще в такой день мы изучаем предметы круга Закона Божия. Закончили Ветхий Завет – изучаем Новый, затем устройство храма и так далее, по кругу. Сейчас, например, «проходим» Символ веры, по одному «члену» за занятие. Если такой день выделен, если есть «расписание занятий», то гораздо легче – по крайней мере, лично мне – сделать домашние занятия действительно регулярными.

            Программа есть: это последовательность евангельских событий. Выбрав день, выбрав время – такое время, когда дети готовы хоть что-нибудь воспринимать, – родители пересказывают небольшой сюжет детям. Во время обеда, например. На одном занятии говорим о Благовещении, на другом – о встрече Богородицы с праведной Елисаветой, затем – Рождество Христово и так далее. Потом вместе с детьми мы разглядываем иконы и другие иллюстрации по теме. Их в Интернете предостаточно. Читаем сам евангельский текст в синодальном переводе, а через несколько дней – тот же текст по-церковнославянски. С малышами изготавливаем тематические поделки: прочитали о чуде превращения воды в вино – и сделали кувшинчики из пластилина, прочитали о чуде размножения хлебов – и испекли пять булочек. Таким образом постепенно закрепляем в памяти детей услышанное, и так «проходим» весь Новый Завет. Это занимает месяца три-четыре.

            Ориентироваться можно и на учебники Закона Божия, и на готовые изложения евангельских событий для детей. Одно «поколение» детей подрастает – и через пару лет мы заново начинаем этот «курс».

            Такое изучение новозаветных текстов в хронологической последовательности помогает понять и запомнить евангельские события как историю. А еще мы смотрим с детьми документальные фильмы – о раскопках на Святой Земле, об открытиях ученых, подтверждающих историчность евангельского рассказа. И таким образом изучаем еще и исторический контекст описанных в Евангелии сюжетов. Основная задача таких занятий –

            Участие в этом «повседневном» церковном чтении слова Божия – уникальная возможность сделать домашнее обучение продолжением и закреплением обучения в Церкви. Возможность соединить наш дом-школу с нашим главным Училищем – с Церковью. Святитель Иоанн Златоуст призывал родителей разбирать дома с детьми сюжеты Священного Писания (во время вечерней трапезы и семейного досуга), а изучив соответствующий текст – приводить ребенка в храм: «В церковь веди его <ребенка>, взяв за руку, и стремись привести его туда в особенности тогда, когда читается этот самый рассказ <перед этим изученный дома>. И увидишь, как он веселится, прыгает и радуется, что знает то, чего не знают все остальные, что он предвосхищает, узнаёт наперед и получает великую пользу. И тогда дело это запечатлеется в памяти на будущее»[3]. Такую «программу обучения» Священному Писанию совсем не трудно реализовать в нашей жизни.

            Вот наступила суббота, выходной. Утром мы читаем сегодняшнее, субботнее евангельское чтение. А после вечерней молитвы мы открываем тот евангельский текст, который будет читаться на воскресной Литургии. Читаем на русском языке. Можем обсудить, можем прочитать толкование святителя Феофана Затворника – как сложится.

            Обсуждение Евангелия с детьми

            Вообще чтение слова Божия само по себе дело самодостаточное. Евангелие может быть понятно детям так же, как и взрослым. Причем в неадаптированном для детей переводе. Даже по-церковнославянски. И одновременно – может быть совершенно непонятно детям, так же, как его не понимаем и мы, взрослые, начитавшиеся и наслушавшиеся всяких умных книжек. Если бы мы, и вправду, понимали, по-другому бы жили… Ведь Евангелие, как известно, может быть открыто неразумным и юродивым века сего и может быть закрыто для книжников и мудрецов.

            Поэтому мне кажется неуместным пытаться все разжевывать для детей, переводить на какой-то «детский» язык, что-то опускать из Евангелия, прочитывая тот или иной отрывок… нет, не детям – а вслух при детях, для всей семьи. Мы, родители, поставлены Богом быть учителями детей, но здесь мы и их соученики. Эта ситуация хорошо прослеживается в соединении домашнего и церковного обучения: дома папа обращается к жене и детям как их учитель, а в Церкви мы все вместе оказываемся учениками – учителей-священников, епископов, учениками святых отцов нашей Церкви.

            А если ребенок не хочет слушать Евангелие и заявляет об этом? А родители скажут: «Бесноватый ты, что ли? От слова Божия убегаешь! А ну иди, слушай вместе со всеми!»?..

            Здесь важно понять, откуда взялось это нежелание слушать. Может быть, это говорит пятилетний малыш, у которого в детской комнате недостроенный город из кубиков, а тут пришли родители и заставляют его слушать некий текст в гостиной.

            В таком случае вопрос, прежде всего, в организации: например, чтение, как и молитва, должно быть заранее заявлено в «расписании дня», и дети должны быть заранее готовы к такому событию. Либо такое чтение должно устраиваться, скажем, в начале дня, до завтрака, или перед сном – когда дети не могут быть заняты своими важными детскими делами.

            А может быть, нежелание ребенка слушать Евангелие – это демонстрация собственной независимости от родителей. Может быть, это изощренная месть подростка, который знает, как именно расстроить или вывести из себя церковного родителя. И здесь копать надо глубже – выстраивать такие близкие, дружеские отношения, в которых дети будут разделять хотя бы в общем и целом родительские ценности, в которых и дети, и родители будут рады общению между собой. Легко сказать, конечно. Но в семье с разрушенными, извращенными отношениями между мужем и женой, между родителями и детьми об общем домашнем богослужении говорить рано. А совместные размышления о прочитанном окажутся в лучшем случае пародией.

            Заставить малыша слушать Евангелие, когда он этого открыто не желает, – значит, представить ему чтение Священного Писания в качестве тягостной повинности, времени, которое «пропадает зря», которое не дает ему заниматься «важным делом». Что он в таком случае услышит? Чему научится? А заставить подростка – значит, продемонстрировать ему свою силу и власть. Раздражить его. Что услышит он? Будет ли он слушать, присутствуя при чтении? Или мы таким актом восстановим ребенка не только против себя, но и против самого чтения, против самих слов, которые мы читаем?

            Мне кажется, в разговорах с детьми о вере, об учении Церкви важно уходить от «заумных» и «возвышенных» слов, не хвалить за «правильный» ответ и тем более не корить за «неправильный». Только направлять разговор. Просто и коротко обозначить то, что мы сами четко представляем. Здесь важнее всего наше общее стремление найти возможность применить евангельские слова в своей собственной жизни.

            Еще одна ужасная вещь – попрекать детей Евангелием и вообще говорить об учении Христовом в раздражении и тем более в брани. «Это про тебя Господь сказал…» или «Только вчера ведь читали притчу… а ты…» А ведь такое нередко случается в церковных семьях. Для малыша это просто будет означать, что всё «церковное» на стороне родителей в возникшей конфликтной ситуации. А подросток устно или мысленно однажды начнет спорить с родительскими обвинениями. Нет, не должен я мыть эту посуду! А я не хочу жить по вашим правилам! А мне все равно… что сказал апостол… Родитель в ужасе назовет сына или дочь безбожником, обвинит школу и друзей, телевизор и Интернет в таком падении. А ребенок, пусть вызубривший даты Вселенских Соборов и с детства умилительно поющий в церковном хоре, просто представляет себе «все церковное» не как истинную веру, не как Церковь Бога Живого, а как часть родительской системы функционирования, системы управления им, этой непонятой и неоцененной свободной личностью. Но если именно так мы сами преподносили нашим детям «наставление и учение Господне» – как обвинение, как угрозы, как последний аргумент в спорах, как инструмент давления, как систему требований, – то чего же мы ждали? Как ему преподносили, так он и усвоил.

Это вовсе не значит, что церковная жизнь должна быть показана детям как сладкая конфетка в ярком фантике. Отнюдь. Жизнь по Евангелию вообще нельзя показывать – ею надо жить. Всем вместе. Всей полнотой церковной жизни.

            Если мы хотим приобщить своих детей к Евангелию… Нет, вернее, если мы хотим этого для себя, для всего своего дома – то кроме собственно евангельских текстов мы должны, мне кажется, сами читать святых отцов, читать книги церковных авторов. Вся эта литература – осмысление Церковью евангельского учения. Это могут быть и прямые толкования на евангельские тексты. Это – и объяснение с позиции церковного учения самых разных новозаветных сюжетов. И просто мысли по теме – мысли святых людей, мысли тех, кто не только читал, но жил словами Евангелия. Найти время на такое чтение не всегда просто. В таком случае можно взять за правило каждый большой пост класть на тумбочку рядом с кроватью одну из подобных книг и читать ее каждый день на ночь. Вместе мужу и жене. Так мы постепенно «напитаемся» чистой водой церковного учения, еще больше соединимся и друг с другом, и с Церковью. И сможем по случаю кое-что зачитать и детям. Поделиться с ними тем, что узнали сами. Часто всего несколько слов, сказанных святителем Иоанном Златоустом, оказываются более уместными, чем самые пространные рассуждения. Тем более что этот великий вселенский учитель и святитель легко и иногда неожиданно применяет евангельские слова к повседневной жизни именно семейных людей, а не монахов.

            Если общение, общность всех членов семьи по крайней мере иногда предполагает радость, мир, согласие – тогда и обращение этого дома к вере будет радостью для детей, той радостью, к которой они будут стремиться. Если в основании этого дома – единодушие мужа и жены, единодушие между двумя главными воспитателями детей, если в основании дома – согласие супругов услышать слово Божие, построить на евангельском учении свою собственную жизнь – то они действительно смогут устремить и всю семью свою к Богу. Сделать дом свой малой Церковью.

Анна Сапрыкина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *