История милосердного служения

Сила Божия в немощи совершается.Монахиня Тихона пишет иконы ртом.

 

 

История православных сестричеств: Сестры милосердия в блеске ореола добра |

В 1877 году русская армия выступила на помощь своим братьям-болгарам, которые вот уже 500 лет задыхались под игом турок. Впереди были тяжелая война и славные победы. А состояние военно-медицинской службы того времени еще оставляло желать лучшего. Несмотря на проводимые реформы в армии, медицинского персонала по-прежнему не хватало, а общество еще хорошо помнило Крымскую войну и тысячи искалеченных раненых, которые требовали ухода.
Из предстоящей войны не делали секрета, и к ее началу все правительственные учреждения и общественно-благотворительные организации были завалены просьбами представительниц слабого пола об отправке их в действующую армию сестрами милосердия. Это движение было всеобщим, заявления поступали от дворянок и крестьянок, мещанок и представительниц известных фамилий, из больших городов и глухих сел. Движение женщин было настолько широким и активным, что вызвало определенную растерянность в правящих кругах, явно не ожидавших такого массового проявления патриотических чувств слабого пола.

Первой реакцией на столь мощный женский почин было открытие дипломированными врачами бесплатных курсов по подготовке сестер милосердия. В начале февраля 1877 года в Петербурге при Семеново-Александровском госпитале начались занятия для всех желающих женщин. В программу обучения входило ознакомление «с данными анатомии и физиологии, хирургии и десмургии, с учением о повязках, гигиеной и уходом за больными и ранеными, с помоганьем при операциях, с измерением температуры, прочтением рецептов и сигнатур».

Во время публичного испытания слушательниц курсов родственница императора Александра II великая княгиня Ольденбургская и главный военно-медицинский инспектор признали, что в основном молодые девушки в возрасте от 18 до 30 лет по всем разделам программы имеют твердые знания. Всего за шесть недель существования таких курсов было подготовлено более 600 сестер милосердия. Инициатива была подхвачена многими городами Российской империи — бесплатные курсы открылись в Киеве, Харькове, Одессе, Чернигове, Полтаве, Москве, Курске, Тамбове, Саратове…

Очевидцы свидетельствуют, что в последние предвоенные месяцы можно было заглянуть в любое медицинское заведение и увидеть «особое прилежание, усердие и внимание слушательниц». По далеко не полным подсчетам, такие курсы прошли порядка 3 тысяч женщин. 1 мая 1877 года по желанию императрицы все отъезжающие на театр военных действий сестры милосердия явились во дворец для прощания. Их удостоил визитом и сам Александр II, а 3 мая в необычайно торжественной обстановке был отправлен первый поезд. Главное управление Красного Креста для выпускниц курсов установило жалованье в 75 руб. в месяц, подъемных — 150 руб., офицерское довольствие и бесплатный проезд в вагоне II класса. На то время это было вполне приличное содержание. Внимание царственных особ к проблемам раненых и военно-медицинской службе был не случаен. Еще со времен Крымской войны многочисленные представительницы царствующего дома взяли на себя покровительство над многими общинами по уходу за ранеными. Создатели общин ставили перед собой задачи по уходу за больными и ранеными, присмотру, обучению и воспитанию малолетних сирот погибших на войне.

Прибывшие в Дунайскую армию сестры милосердия получили официальное название — сила «частной помощи». Первые бои с турками, первые раненые и первая кровь. Нашим женщинам пришлось выдержать суровую проверку войной. «Привезли раненых. Боже мой, какой ужасный вид! — записала в свой дневник сестра Елена Духонина. — Мясо висит кусками, раны страшные… Нервы одолели, не хватило характера — убежала… Но вот везут еще раненых… Я опять вернулась назад… и принялась за дело, как опытная сестра милосердия. Нельзя выразить того, как я чувствовала себя счастливою, когда мне удавалось сделать удачную перевязку и облегчить муки страдальцев». Сестры продолжали съезжаться со всей России. Прибыли шесть выпускниц курсов ученых акушерок, затем еще 22 женщины, среди них получившие особую известность еще во время сербско-черногорской войны Софья Бальбот и Вера Матвеева.

Сестры милосердия и женщины-врачи лишены были даже минимума бытовых удобств. Нередко они сутками питались одними сухарями. А для отдыха из-за тяжелых боев не было времени. Только во время боев на знаменитой Шипке через руки всего четырех сестер Софьи Энгельгард, Ольги Юханцевой, Александры Тепляковой и Елены Духониной — прошли более трех тысяч раненых и обмороженных русских воинов и болгарских ополченцев.

Своим самоотверженным трудом сестры заслужили всеобщее уважение и восхищение. Больные и раненые русские воины, не привыкшие видеть женщин-медиков, поначалу относились к ним с большим недоверием и требовали докторов-мужчин. Однако очень скоро лед недоверия растаял навсегда. «Я видел их 12 сентября, — писал военный инженер на Шипке генерал Кренке, — они бродили, как тени, но работали и не хотели оставить своего поста». А вот и мнение самих сестер о наших солдатах: «Солдаты наши положительно какие-то святые: кротость и смирение их для меня были непостижимы», — вспоминала сестра Теплякова. «Что за нежные, любящие сердца скрываются за этими грубыми шинелями, — писала родным сестра Гривцева. — Иногда даже больно видеть, до чего они благодарны за каждое доброе слово, за каждый ласковый взгляд».

Если на Шипке сестры работали в относительной безопасности, то в районе осажденной русскими войсками Плевны дело обстояло по-другому — женщин-врачей здесь можно было увидеть и на передовой. Причем, их участие не ограничивалось оказанием первой медицинской помощи. Младший врач Софья Бальбот первой доказала, что, несмотря на свист пуль и грохот сражения, женщина-врач в состоянии сделать сложную хирургическую операцию не хуже врача-мужчины. Более того, стремление находиться непосредственно в боевых порядках войск для оказания немедленной медицинской помощи раненому, что обеспечивало наибольшую вероятность сохранения ему жизни, явилось впоследствии историческим шагом в судьбе военно-полевой медицины. В 47-м военно-временном госпитале «г-жа Бантле произвела ампутацию бедра и экзартикуляцию всех пальцев, Соловьева — ампутацию бедра в верхней трети, Матвеева — резекцию локтя, ампутацию голени, плеча, Остроградская — ампутацию голени».

Выписка из госпитального отчета далеко не полная и все же наглядно свидетельствует о первых самостоятельных шагах врачей-женщин. Такое же героическое поведение сестер и врачей мы видим в сражениях на реке Ломе и у Иован-Чифтлика при штурме Горного Дубняка.

Кроме совсем юных особ среди сестер находились дамы преклонного возраста, в их активе были и прошлые войны. Один из раненых офицеров вспоминал: «Премилая особа эта госпожа Панкратова, женщина уже пожилых лет, простого, надо полагать, происхождения, безо всякого почти образования, она, тем не менее, являлась любимицей нашего барака… Какая это была хозяйка! Главным образом благодаря ей мы вовремя пили чай, вовремя обедали, вовремя угощались водочкой и красным вином».

Все социальные грани между сестрами были стерты начисто — в госпитале в Беле наравне со всеми трудились дочь сенатора Дундукова и княгиня Нарышкина. Описывая рабочий день сестры, врач Цесаревский приводит интересные подробности: «Дело начиналось в 7—8 часов утра и длилось иногда без перерыва до 10—12 часов ночи; обедать приходилось на ходу, здесь, между больными, которых иногда скапливалось до 3000; иногда и спать валились здесь же, не было сил дойти до дома. Но вот уже все ушли… а наши сестры, хотя бы та же баронесса Вревская, уже сидит у кого-нибудь из раненых и пишет от него письмо к его родным, другая — Булгакова — вычесывает какому-нибудь солдату полную паразитов голову, там около особенно тяжелых больных дежурят Голицына и Корнилова…».

Появление женщин на войне среди огромного количества мужчин всегда рождало нравственную проблему. Однако очевидцы отмечали, что русские женщины пронесли через испытание огнем свою честь и совесть незапятнанными.

Не раз сестрам приходилось брать на себя и роль исполнителей последней воли умирающего. Им доверяли и написание прощальных писем, и передачу вещей, и пересылку денег. Причем каждый солдат знал, что поручение будет исполнено в точности. Заботясь о материальном положении женского медперсонала, Александр II издал указ, согласно которому сверх офицерской порции сестрам было положено жалованье в 30 руб. в месяц и на обзаведение обязательным костюмом 100 руб. единовременно.

Последние месяцы войны были, пожалуй, самыми тяжелыми для наших женщин. Предстоял поход через Балканы по горным кручам и узеньким тропинкам. А за Балканами на русскую армию обрушился тиф. Его разновидности, еще не изученные медициной, уносили каждый день сотни жизней. На переднем крае борьбы с этой болезнью находились русские женщины. С тифом не только боролись, но и попутно изучали его. Выпускница Высших медицинских курсов Варвара Некрасова изучала патологию этой болезни. В некрологе о Некрасовой писали, что она «пала жертвой не только самоотверженных чрезмерных трудов, но и научной пытливости». Из 131 сестры милосердия Благовещенской общины тифом переболели 124 и две умерли. По другим данным, за время кампании от болезней умерли до 50 женщин. Очень характерен эпизод, описанный Немировичем-Данченко в своем дневнике: «Сестра Васильева заболела тифом, потому что отдала больным все теплое платье, которое у нее было, и даже свое одеяло…». Уже позднее на одном из заседаний представителей Общества попечения о раненых и больных воинах были произнесены такие слова: «В минувшую войну русский врач и фельдшер, редкий лазаретный и госпитальный служитель наших армий не перенес сыпного тифа или какой-либо другой болезни…».

После заключения мира русские женщины оставались на своем в полном смысле слова боевом посту до конца, поскольку только число больных тифом достигло 140 тысяч человек. Болгарию женщины покидали вместе с последними транспортами раненых и больных. Можно только догадываться, какие нагрузки выпали на их долю! Незадолго до отъезда всем женщинам, принимавшим участие в войне, уполномоченный Красного Креста Панютин раздал бронзовые медали на андреевской ленте с надписью: «Не вам, не нам, а имени твоему». Позднее все участницы русско-турецкой войны получили памятную медаль, а сестры Духонина, Ольхина, Полозова, Юханцева и Энгельгард были награждены особыми серебряными медалями «За храбрость».

Останки одной из сестер — Марии Ячевской — были доставлены в Петербург. В «Вестнике народной помощи» писали: «При многочисленном стечении народа с вокзала Николаевской железной дороги и до Волкова кладбища гроб двигался по живому людскому коридору… Она являлась там, где более встречалась надобность в ее энергичной деятельности, вызывавшей удивление и благодарность всех окружающих». А в конце заметки было помещено двустишие:До конца несла ты крест свой безответно
И сошла со сцены незаметно…

…Спустя многие годы участники войны с большой любовью и теплотой отзывались о сестрах милосердия. «Прошло уже 19—20 лет с тех пор, — писал в одном из писем Цесарский, земский врач, участник войны, — а все еще как живые стоят передо мною эти труженицы в блеске окружающего их ореола милосердия, добра, ласки, заботы, участия, усердия к делу, неутомимости, самоотвержения…»

По материалам сайта «Русская государственность», подготовил Игорь Родин
http://kozak.hrest.info/content/view/411/118/Назад

Христианская этика для времени смуты

Наша безусловная верность принадлежит не той или иной стороне в политическом конфликте, но Господу нашему Иисусу Христу

Сергей Худиев | 28 февраля 2014 г.

Трагическое братоубийство в Киеве, столкновения и беспорядки в других местах, напряженность, возникшая между Украиной и Россией, напоминают христианам о возложенной на них миссии быть миротворцами. Вместе с тем обсуждение этих событий как в украино-, так и в русскоязычной сети далеко от духа мира. Христианам важно помнить, что, хотя мы граждане разных стран и придерживаемся различных политических воззрений, наша безусловная верность принадлежит не той или иной стороне в политическом конфликте, но Господу нашему Иисусу Христу. Его воля открыта для нас в Святом Евангелии, в котором Он говорит: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». (Матф.5:9)

Поэтому нам важно осознать определенные истины нашей веры и обязательства, которые она налагает. Попробуем сформулировать их по пунктам:

1. Человек создан по образу Божию; это означает, что каждая человеческая жизнь уникальна и обладает высочайшей ценностью. Никакие политические ценности и цели не могут быть поставлены над человеческими жизнями. Усилия как христиан, так и всех людей доброй воли должны быть направлены на сохранение человеческих жизней и предотвращение греха человекоубийства.

К этому греху, в очень большой степени, ведет осознанное или неосознанное подстрекательство к насилию, широко распространенное в СМИ и интернете. Поэтому, соблюдать заповедь Божию «не убий» в этой ситуации означает:

1.1.Не совершать насилия под каким бы то ни было предлогом, не покушаться, ни прямо, ни косвенно, на жизнь и здоровье других людей.

1.2. Не принимать под каким бы то ни было предлогом косвенного участия в насилии, угрожающему жизни и здоровью людей — не участвовать в изготовлении, подготовке или поставке оружия или любых предметов или материалов, предназначенных для причинения смерти или телесных повреждений, не участвовать в подготовке актов насилия каким бы то ни было путем.

1.3. Не подстрекать к насилию против кого бы то ни было, не выражать одобрения актам насилия, не рассматривать такие акты как что-то допустимое или желательное, не высказывать похвалы и одобрения тем, кто их совершает — кто бы это ни был и под каким бы предлогом он этого не делал.

1.4. Не подстрекать людей к тому, чтобы они безрассудно подвергали свою жизнь или жизнь других людей опасности, не поддерживать, не одобрять и не поощрять такого поведения каким-либо образом.

2. Нарушение заповеди «не убий» начинается с ненависти в сердце; как говорит Священное Писание, «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Иоан. 3:15). Брань и оскорбления в интернете или СМИ не только дурны сами по себе, но и ведут к убийству. Как сказано в «Учении Двенадцати Апостолов», «Не будь ни гневливым, ибо гнев ведет к убийству, ни ревнивым, ни сварливым, ни запальчивым, ибо от всего этого рождаются убийства» (3:2). К убийству ведет нагнетание страха, ненависти и презрения в интернете и СМИ, отрицание за теми или иными группами людей их человеческого достоинства.

К каждому человеку, поскольку он создан по образу Божию, следует относиться с уважением и любовью, пониманием и состраданием. Существование конфликтов и вражды должно побуждать нас к особенно усердной молитве друг о друге, по словам нашего Господа:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Матф. 5:43–47)

Несогласие — сколь угодно решительное — со взглядами того или иного человека не должно проявляться в личной ненависти и презрении. Как говорит Апостол, «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4:29). Поэтому очень важно:

2.1. Не употреблять слов, оскорбительно или с пренебрежением обозначающих чью-либо национальность, гражданство или место проживания.

2.2. Не употреблять обобщающих ярлыков (все они…) помня, что среди участников противостояния могут быть люди самых разных взглядов, политических симпатий или нравственных качеств.

2.3. Не распространять сомнительную или непроверенную информацию, особенно, когда она может вызвать страх, ненависть или жажду мести.

2.4. Интерпретировать слова и действия других людей в наиболее благоприятном для них ключе, избегать подозрительности и конспирологии.

2.5. Не употреблять неприличных и унизительных кличек и названий, карикатур или фотомонтажей в отношении каких бы то ни было людей; выражать неодобрение — если такая нужда возникнет — в сдержанной и приличной форме.

3. Наша вера обязывает нас не только удерживаться от зла, но и творить добро, и прилагать активные усилия к примирению враждующих. Поэтому мы призваны стремиться к тому, чтобы,

3.1. Требования, жалобы или опасения тех или иных групп людей были выслушаны.

3.2. Были предприняты все возможные меры к мирному урегулированию существующих конфликтов, с опорой на уже существующие международные правовые акты, в частности, документы Совета Европы, касающиеся прав национальных меньшинств.

3.3. Политики, принимающие решения, были поставлены в известность, что в текущем кризисе мы не принимаем насилия как средства разрешения политических противоречий — ни внутри стран, ни между странами.

Конечно, эти правила неполны и приблизительны — но они достаточно очевидны. Нам просто надо решить, хотим мы быть послушны Господу в этой сложной ситуации — или каким-то еще силам.
Источник: http://www.pravmir.ru/xristianskaya-etika-dlya-vremeni-smuty/#ixzz2xG8enpuj

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *